ПУТИ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА БИБЛИОТЕКИ. Пять шагов.
Первый шаг. ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ПРИЗНАНИЯ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ, НЕОБХОДИМО:
* участвовать в различных конкурсах районного и регионального уровня,
* принимать активное участие в выборных кампаниях,
* участвовать в заседаниях органов местного самоуправления,
* обращаться к власти с тщательно обоснованными письмами, сметами расходов,
* оказывать помощь власти в области социальной защиты населения,
* постоянно информировать органы местной власти о книжных поступлениях и новинках периодической печати в области права, политики, экологии, краеведения и др.
Второй шаг. ЧТОБЫ СТАТЬ НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ, НАДО:
* проводить постоянный мониторинг мнений, взглядов, предпочтений, ожиданий жителей (опросы, анкеты и др.), постоянно анализировать качество предоставляемых услуг, их соответствие потребностям пользователей,
* выделить приоритетные группы в работе с населением (дети, юношество, молодежь, слабозащищенные слои, пенсионеры и т. д.),
* определить основные направления своей деятельности и выбрать партнеров в работе,
* оповещать общественность о целях и задачах своей деятельности, создавать советы, общества друзей библиотеки, привлекать волонтеров.
Третий шаг. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РЕКЛАМЫ СВОЕЙ БИБЛИОТЕКИ
* постоянно поддерживать чистоту на прилегающей к библиотеке территории, иметь на входе в библиотеку видимое и легко узнаваемое название,
* установить режим работы в соответствии с учетом потребностей местных жителей,
* в библиотеке поддерживать порядок, оформлять книжные выставки, подборки, полки в едином фирменном стиле,
* активно работать с книжными новинками и периодическими изданиями (обзоры, выставки, грамотная реклама),
* регулярно пополнять информационными материалами Доску информации в библиотеке,
* выступать с отчетами о своей работе перед населением,
* посещать школьные родительские собрания с тематическими обзорами, обзорами новинок, беседами, работать с дошкольными учреждениями,
* отмечать юбилеи своей библиотеки как повод напомнить о себе,
* освещать работу библиотеки в профессиональных изданиях, использовать возможности областной и районной прессы,
*позиционировать библиотеку в электронной среде: создать сайт библиотеки или группу в социальных сетях.
Четвёртый шаг. ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ БИБЛИОТЕКУ «ВИДИМОЙ» И ЗНАЧИМОЙ, НАДО ПРОВОДИТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА, МЕРОПРИЯТИЯ:
*провести мероприятие новое, инновационное, необычное, которое никогда не проводилось в библиотеке (например, библионочь, квест-игра, библио-селфи, конкурс на лучшего чтеца, акции «Я люблю библиотеку», «Я люблю читать» , «Приведи друга», «Книжные жмурки»,флеш-моб, литературное фото-ателье, мастер-классы к праздничным датам, литературный карнавал, день любимых книг, «литературное варенье»
*организовать нетрадиционное мероприятие совместно и при взаимодействии с партнёрами (учреждениями и организациями местного сообщества) и читателями,
* активно использовать в работе онлайн-технологии, организовать работу с удалённым пользователем, организовать в библиотеке обучение пенсионеров компьютерной грамотности,
* организовать в библиотеке несколько клубов по интересам или общения,
* оформлять нетрадиционные выставки в библиотеке, выставки-сюрпризы, в том числе и по заявкам читателей, книжные выставки «Прочти! Рекомендую», организовывать ежемесячные рейтинги чтения «Лидер чтения» (например, среди школьников 5-7 классов).
Пятый шаг. ИСПОЛЬЗОВАТЬ советы для бесконфликтного общения в библиотеке:
*во время выдачи книг библиотекарь находится целиком в распоряжении читателя и стремится продемонстрировать ему это: следует стремиться создать первое благоприятное впечатление,
*работать надо спокойно, с максимальным усилием (если читатель несимпатичен библиотекарю, ни в коем случае ему это не показывают) со всеми посетителями необходимо быть ровным в общении, вежливым и доброжелательным, трудные читатели не должны быть неожиданностью для библиотекаря;
* читатель может ждать, только если библиотекарь обслуживает других посетителей, но не в том случае, если библиотекарь занят внутренней работой, какой бы срочной она не являлась,
*не бывает глупых читательских запросов: если читатель просит совета, библиотекарь пытается его понять, постоянно проявляя готовность дать справку и совет, библиотекарь делает это осторожно и ненавязчиво.
*библиотекарь должен без стеснения признать свою некомпетентность, но только в плане понимания запроса читателя, а не в собственной сфере деятельности (знания фонда, СБА),
*когда посетитель нарушает правила, надо показать ему, что этим он нарушает права других читателей.
*следует следить, чтобы запрещающие слова звучали мягко, как просьба, а не как требование.
Библиотекарь должен постоянно смотреть на библиотеку глазами читателя.
Использованы материалы http://beloyarlib.ucoz.ru/publ/vash_delovoj_kejs/10